Структура делового письма
Официальное письмо состоит из следующих блоков:
- Реквизиты отправителя
- Реквизиты получателя
- Исходящий номер и дата
- Заголовок
- Тело письма
- Перечень приложений
- Подпись

Блок с
реквизитами отправителя помещается в левом верхнем углу первого листа и включает следующие атрибуты:
- наименование организации;
- адрес организации;
- телефон и факс;
- адрес электронной почты;
- имя сайта организации;
- коды ОКПО, ОГРН, ИНН/КПП.
Исходящий номер и дата могут располагаться под реквизитами отправителя, либо под реквизитами указывается только номер, а дата выносится в отдельное поле и размещается справа над заголовком.
Блок с
реквизитами получателя размещается в правом верхнем углу первого листа и включают следующие атрибуты:
- должность (в дательном падеже);
- наименование организации получателя;
- ФИО получателя (в дательном падеже);
- адрес.
Если получатель имеет учёную степень, её следует указать перед ФИО (см. Статью "
Список сокращений учёных званий и степеней")
Можно использовать другой порядок следования атрибутов:
- наименование организации;
- адрес;
- должность и ФИО в дательном падеже.
Заголовок - это краткое изложение темы письма, он должен позволять получателю не читая основной текст определить его назначение и важность.
Заголовок центрируется и располагается ниже даты и номера документа.
Пример заголовка: "О нарушении сроков выполнения работ по этапу № N договора NNN от дд.мм.гггг."
Тело письма, как правило, состоит из:
Стандартные современные формы
обращения:
"Уважаемый господин <Имя Отчество>!", "Уважаемый ..." или "Дорогой ...", в зависимости от статуса отношений.
Строка обращения выравнивается по центру страницы.
Иногда обращение опускается, в этом случае письмо начинается сразу со вводной части. Это характерно для так называемых "трафаретных" писем, для писем юридическому лицу или для писем коллективному адресату.
Вводная часть разъясняет причины и цели написания письма. В ней содержатся ссылки на события, документы и факты, необходимые для обоснования и понимания основной части текста.
В зависимости от обстоятельств, вводная часть может быть совсем краткой, например, "Сообщаем Вам, что…", или развёрнутой, восстанавливающей сложный контекст со многими участниками.
Часто вводная часть начинается с формулы вежливости, например, "Выражаем признательность за сотрудничество с нашей компанией…"
Основная часть описывает положение дел по теме письма
Текст основной части должен быть кратким и максимально доступным для понимания. Все подробности, фактуру, которую вы описываете или упоминаете, следует вынести в Приложения.
Заключение - важнейшая для отправителя часть, содержащая предложения, просьбы или выводы в выгодной для него формулировке.
Заключительная формула вежливости предшествует подписи и отделяется от основного текста одним интервалом. Обычно используется стандартная формулировка, соответствующая уровню отношений с получателем, например:
- "С уважением…",
- "С глубоким уважением…",
- "С уважением и признательностью…".
Строка
подписи следует за формулой вежливости и включает должность, собственно подпись, инициалы и фамилию подписанта.
Если письмо включает
приложения, между основным текстом и подписью добавляется перечень приложений:
Приложения:
Приложение №1. <Наименование>
…
Приложение №n. <Наименование>
Сами приложения оформляются в произвольной форме.
Деловое письмо